Демосцена — что это такое

демосцена пролет над марсом

Демосцена (англ. demoscene) — киберкультура, зародившаяся в конце 1970-х годов вместе с распространением первых домашних компьютеров. Это направление компьютерного искусства, главной особенностью которого является выстраивание сюжетного видеоряда, создаваемого в реальном времени компьютером, по принципу работы компьютерных игр. Таким образом, демо является симбиозом программирования и искусства.

Мое знакомство с демосценой началось с этой демки пролета над марсом (в видео есть пролет над марсом в 3D — демка всего на 4Кб, притом что запускалась она из-под DOS, насколько помню, можно было даже управлять стрелками):

В ранних синтезаторах имелась специальная кнопка «demo» или «demonstration», при нажатии которой запускалась демонстрационная композиция (англ. demo song).

Фирмы-изготовители синтезаторов рассчитывали на то, что в музыкальном магазине покупатели подойдут к рядам продаваемых синтезаторов и выберут тот, который звучит лучше, а стоит дешевле. Покупатель же после приобретения и некоторого опыта использования понимал, что добиться такого же уровня звучания ему не удаётся. Это объяснялось тем, что производитель в конкурентной борьбе шёл на некоторые хитрости, например, специально для демонстрационной композиции переключение между инструментами происходило с молниеносной скоростью, или добавлялся авто-аккомпанемент поверх основной мелодии, или использовались эффекты полифонии и др. В итоге, demo-song звучит ярко, богато и впечатляюще.

В сущности, в этом и есть изначальный смысл демо: впечатлить зрителя и преувеличить реальные возможности устройства.

Домашние компьютеры 1980-х позволяли работать с достаточно сложной графикой, более-менее качественным звуковым сопровождением, благодаря чему возрос спрос на компьютерные игры, реализующие мультимедийные возможности. Первые признаки зарождения демосцены как андеграунд-культуры были реализованы в коротких интро к электронным журналам или взломанным компьютерным играм, содержащих логотип или никнейм авторов интро и выжимающих максимум из возможностей компьютера, причём, чем меньший объём занимала программа, тем было лучше и престижнее.

Демосцена возникла в начале 1980-х на базе первых графических 8-битных микрокомпьютеров ZX Spectrum и Commodore 64, но позже распространилась и на более новые модели, в первую очередь, Amiga и IBM PC.

Классическая демосцена была призвана продемонстрировать возможности компьютера и заставить его выполнять несвойственные (на тот период) задачи. Например, просчёт различных эффектов с точной привязкой к музыке в реальном времени был осуществлён на платформе Amiga ещё до 1990 года. Среди работ демосцены во время её развития можно выделить «9 Fingers» группы Spaceballs, Second Reality группы Future Crew и многие другие. С 1998 года основным направлением развития демосцены стала трёхмерная графика и сюжетные 3D работы.

Общество заметило сцену в её расцвете — в начале 90-х. В тот момент не было какого-то определения, поэтому в разговорной речи к демосцене обращались как: «компьютерный андеграунд», «виртуальное что-нибудь», «какое-то хакерство». Но, со временем укрепилось слово «сцена», которое отражает характер происходящих событий, так как состязания культурного и творческого характера приписывают, как правило, «сцене»

Де́мка или де́мо (от английского demonstration — демонстрация) — жанр компьютерного искусства, представляющий собой мультимедийную презентацию. Демки создаются в целях демонстрации возможностей и знаний в области программирования, компьютерной графики, 3D-моделирования и написания музыки. Основным отличием демки от компьютерной анимации является то, что демо просчитывается в режиме реального времени, а не заранее. Чаще всего демки являются рендерингом 3D-анимации в реальном времени в сочетании с двумерными эффектами.

Авторы демо называются демомейкерами, а компьютерная субкультура, их объединяющая, — демосценой. Конкурсы демо называются «компо» (от англ. competition — соревнование). Демокомпо проводятся, как правило, на таких мероприятиях, как демопати (фестивали компьютерного искусства), но бывают также виртуальные конкурсы (в Интернете) и конкурсы местного масштаба, проводимые каким-либо коллективом или организацией.

Предками современных демо являются известные с 1950-х годов display hacks, показывающие различные эффекты на экране.

Демосцена возникла в начале 1980-х с появлением коммерческих компьютерных игр, имеющих защиту от нелегального копирования. Группы взломщиков, рекламируя свои достижения по снятию защиты от копирования, добавляли простенькие интро к взломанным играм и программам. Интро загружалось в память до загрузки основного файла программы, отображало простенькое сообщение с парой простых видеоэффектов (обычно нечто вроде «Cracked by …» с эффектом бегущей строки) и загружало игру. Со временем качество интро стало восприниматься как один из признаков мастерства группы. С ростом сложности систем защиты и появлением новых компьютерных платформ росло и качество интро. Внутри группы появились специализации по написанию кода, графики и музыки для интро.

Постепенно интро выделились в отдельный вид компьютерного искусства, дистанцировавшись тем самым от нелегального взлома и распространения программ.

Существует несколько категорий демок, по которым они могут быть классифицированы. Обычно критериями выступают целевая платформа или размер демки, однако стиль и содержание демки также имеют значение.

Основными жанрами демосцены являются:

  • Демо (от англ. demonstration — демонстрация) — аудиовизуальное представление. Размер, как правило, от 4 до 15 Мбайт. Кроме того, на большинстве «демопати» действует 10-минутное ограничение по времени.
  • Интро (от англ. introduction — вступление) — композиции с ограничением по объёму исполняемого файла. Существуют номинации 64 kB Intro16 kB Intro4 kB Intro1 kB Intro512 B Intro256 B Intro128 B Intro64 B Intro и 32 B Intro. Одной из задач таких интро является создание видеоэффектов, которые могут поразить зрителей.

С развитием технологий требования менялись. Так, на некоторое время ограничение по объёму ушло на второй план, уступив место насыщенности видеоряда и необычности используемых визуальных эффектов, а в настоящее время на демосцене стали особо ценить идею, дизайн и визуальную составляющую.

Также разновидностями демосцены являются:

  • Трекерная музыка
  • Пиксельная графика
  • ASCII art
  • ANSI art

Интро

Интро для Commodore 64 «Follow the Sign III», Byterapers

Интро — изначально это короткое и зацикленное демо, смысл которого был в рекламировании BBS, с которой была скачана взломанная программа, или же самого взломщика, сделавшего крак. Ныне интро называют демки очень малого размера (4K или 64K). Также интро могут называться демки любого размера, посвящённые некоему событию (например, приглашение на демопати — invitation).

Большинство демопати имеют по крайней мере одну категорию интро (обычно 64K интро для PC и Amiga или 4K интро для ZX Spectrum).

Мегадемо

Мегадемо (англ. megademo) представляет собой сборник эффектов, как правило, не связанных общей темой, и обладает такой отличительной особенностью, как интерактивность. Интерактивность проявляется в том, что части демо (эффекты) длятся до прерывания пользователем и, кроме того, могут содержать управляемые элементы. В каждой части обычно присутствует какого-либо рода бегущая строка (или несколько бегущих строк) с длинным текстом, например, об авторах демо. Мегадемо были распространены в начале 1990-х, но были постепенно вытеснены трекмо — жанром, более пригодным для демонстрации на публике. Крупнейшие мегадемо (такие, как First Association на ZX Spectrum) содержат многие десятки частей. Некоторые мегадемо позволяют вызывать части в любом порядке.

Интерактивные эффекты иногда присутствуют и в других разновидностях демо, но обычно являются скрытыми частями (вызываются по недокументированной комбинации клавиш).

Трекмо

Трекмо (англ. trackmo) — демо, синхронизированное под музыку (трек). Самый распространённый жанр в современном демомейкинге. Отсутствие интерактивности даёт возможность показать всё демо за ограниченное время (например, за 5 минут — максимальное время указывается в правилах демокомпо) и позволяет сюжетно сливать различные эффекты. Ритм музыки может соответствовать ритму смены эффектов и ритму движения объектов на экране.

Классификация по платформе

С момента появления первых интро было создано множество демок под различные платформы, и классификация по платформам является одной из основных. Например, созданные демки для PC называются PC demo, для Amiga — Amiga demo и так далее.

Ограничения по объёму

Обычно различные типы демок имеют ограничения по размеру. Эти ограничения имеют корни от варезных групп, которые старались свои интро уместить в как можно меньший объём оперативной или дисковой памяти. Также ограничения накладывались из-за того, что взломанные файлы, содержащие интро варез-групп, скачивались с BBS, поэтому минимизация трафика также стояла не на последнем месте.

Иногда ограничения накладывались конкретной платформой. Например размер загрузочной области дискеты (обычно 512 или 4096 байт) также являлся естественным ограничителем для демо. Наиболее распространённое ограничение в 64 Кб является размером сегмента в 16-битной архитектуре x86, а также максимальным размером исполняемого COM-файла.

Впоследствии с развитием вычислительной техники реальная необходимость в ограничении размера отпала, однако желание демомейкеров сотворить нечто потрясающее в ограниченном пространстве осталось. Поэтому искусственное ограничение по размеру стало вызовом мастерству демомейкера, его способностям и креативному мышлению.

Ограничение по объёму заставляет автора находить нестандартные решения при синтезировании или использовании данных из файлов. Для демосцены ограничение в 4096 байт не является нижней допустимой границей. Встречаются демки размером 1024, 256, 128 и даже 64 байт. Для таких столь экстремально малых размеров требуется совершенное знание ассемблера и искусное владение оптимизацией алгоритмов.

Элементы демо

Демка обычно состоит из трёх элементов — программного кода, графики и музыкального сопровождения. Соответственно, в демогруппе должны быть (но могут собираться и из разных групп) программисты, художники и музыканты. Нередко эти специальности могут сочетаться в одном человеке. Также важен общий стиль демки, выделяющий её из общей массы и придающей сюжетную идею.

Визуальные эффекты

64K интро «Beyond», Conspiracy, 2004 год

Общее впечатление от демки создаётся именно от визуальных эффектов, которые красноречиво демонстрируют навыки и мастерство программиста. Довольно часто удачные эффекты используются вновь, образуя «библиотеку эффектов» программиста.

Создание некоторых видеоэффектов основано на нестандартном использовании видеорежимов, о котором могли не подозревать даже сами создатели компьютера. Для IBM PC это могут быть X modes, для ZX Spectrum — мультиколор (нестандартное использование графических возможностей с целью увеличения глубины цвета) и эффекты на бордюре (рамке экрана), для C64 и MSX — различные эффекты, связанные с быстрой сменой параметров видеоконтроллера.

Музыка

Музыка определяет стиль демки, её настроение. Отсутствие музыки может быть допустимым лишь для демок, ограниченных по объёму (ниже 4096 байт).

Музыка для ранних демок и интро бралась из взломанных игр. Со временем группы начали создавать собственную трекерную музыку, а некоторые — специализироваться лишь на ней.

Также некоторые группы создали собственные музыкальные редакторы для создания музыки (например, Scream Tracker от Future Crew и FastTracker от Triton).

Музыка для 4K интро редко пишется в музыкальных редакторах (а для 512 bytes интро это просто невозможно), вместо этого используются разработанные для случая форматы музыкальных данных и процедуры (примером такого формата является V2M). Написание музыки, которая вместе с плеером занимает небольшой объём, вылилось в отдельный жанр компьютерного искусства — exe music.

Программирование

Демо — это скомпилированный исполняемый файл. Хотя уже появились специальные редакторы демок, большинство групп предпочитают использовать «дикий» стиль написания программного кода. Распространение исходного кода демки почти не встречается, так как каждая демка является своего рода произведением искусства, продуктом творчества программиста, и не каждый заинтересован делиться своими наработками с другими. Однако скомпилированные файлы обычно свободно распространяются и их свободное копирование не возбраняется.

Самые ранние и самые маленькие интро обычно выполнялись сразу в машинных кодах, так как это был наиболее удобный для взломщиков способ обхода защиты от копирования. Следующим шагом стало использование Ассемблера.

Более высокоуровневые языки (C, C++) стали использоваться (поначалу с ассемблерными вставками) в начале 1990-х годов, в основном для IBM PC-совместимых компьютеров. В настоящее время написание демки на чистом ассемблере — довольно редкое явление (за исключением категорий с ограниченным объёмом выполняемого файла), однако всё ещё распространено для 8-битных платформ (например, Commodore 64).

Для уменьшения объёма также может использоваться сжатие данных, которое тоже берёт начало с варезных корней: пиратское ПО необходимо было эффективно упаковывать, чтобы сжатые данные вместе с загрузчиком и декомпрессором занимали как можно меньше места.

Современные демо и интро обычно упаковываются либо алгоритмами сжатия двоичных данных общего назначения (например UPX), либо специально созданными для подобных нужд программами. Встраиваемый декомпрессор для 4K интро может занимать менее 200 байт.

Она родилась в 80-х годах в компьютерном андеграунде, одновременно с хакерством. Это сообщество людей, создающих демо — компьютерные программы как произведения искусства. Демо-программы генерируют абстрактный видеоряд с музыкальным сопровождением в реальном времени. Демосцена как направление андеграундного искусства
исторически расположилась на пересечении видеоарта, chiptune/8-bit, IDM и другой экспериментальной электронной музыки, психоделического искусства и творческого программирования (именно
программистов-виртуозов изначально называли «хакерами»). До сих пор демо и академический видеоарт существуют в разных плоскостях.

Классическое демо. Это, как правило, демки, идущие на любой машине и весящие не более 1024 Кб (1 Мб). Далее классическое демо делится на следующие категории: -4 килобайта —хорошая графика, отличная музыка и блестящая режиссура, почти у всех.Хотя режиссура на соревнованиях и прощается. Да, да, демомейкеры устраивают соревнования между собой, уже существуют и российские слеты (Millennium demoparty, Paradox и другие) -16 килобайт — эти демки уже круче своих предшественников, у них обязательно существуют сюжет и графика покрасивше, и музыка помузычнее. -64 — 1024 килобайта — это уже супер-демо, просто великолепие какое-то, аж дух захватывает

Мега-демо. Сейчас это наиболее развивающееся движение демомейкерства, оно и очевидно — намного легче сделать более качественную демку, не уложившись в 1024 килобайта. Да и с музыкой намного проще, зачем осваивать какой-то новый редактор, с ничтожным количеством семплов (заготовок), когда есть старый, добрый… Да и графику можно поднаворотить, наставить всевозможных взрывов, метаморфоз, посторонних предметов, неизвестно как попавших в кадр, трейлеров (профессиональные подписи демомейкеров) и прочей информации о создателях, да вообще любую, иногда полезную, информацию

Как это делается? Все генерируется на лету, то есть музыка и видео не записаны, а создаются в процессе просмотра демки алгоритмами.

64 KB

Offscreen Colonies by Conspiracy

The Timeless by Mercury Chaos

Theory by Conspiracy

4KB 64 кб — это действительно очень мало. Но ниже приведены четырехкилобайтные работы. Процедурная генерация в демосценах — наше все!

Coacervate Complex by 0x4015

cdak by Quite & orange

1 KB и меньше! Энтузиасты всегда будут заходить дальше. В целом, это не то, чтобы неполноценные демосцены, но эстетическое удовольствие от них получить уже тяжело. Однако, вы можете посмотреть, что можно сделать с помощью кода, скомпилированного в 1 кб и меньше!

1 KB — Untraceable by TBC
256 byte — Symetrie
128 byte — spongy by TBC

Демосцена это направление компьютерного искусства, главной особенностью которого является выстраивание видеоряда с музыкальным сопровождением, выводимых компьютером в реальном времени. Симбиоз программирования и искусства! Источники: пост «Demoscenes» автора direBCG,на pikabu.ru статья «Демо сцена» Макса Зубенко,на infocom.u

Смотреть множество демосцен можно здесь: http://demoscene.ru/demo/

Демопати

Поскольку основы демосцены были заложены ещё пиратскими группами, между которыми существовала конкуренция за высокий статус, сама демосцена также переняла соревновательную составляющую, вследствие чего стали организовываться «демопати» — мероприятия по встрече создателей демо, совмещённые с конкурсами работ.

Отличие демопати от обычных фестивалей искусства состоит в том, что работы зачастую доделываются непосредственно на демопати, и это является частью процесса мероприятия. Кроме этого, крупнейшие демопати обычно проходят несколько дней (чаще всего — 3-4) и одновременно являются пристанищем демосценеров из разных стран (для этого есть специальные спальные места, где можно спать в спальном мешке).

Программа демопати состоит из большого количества конкурсов — начиная от музыкальных и заканчивая демонстрацией демо. За первые места организаторы дают всевозможные призы (На Assembly за первое место в номинации «мегадемо» приз — около 5 тыс. евро).

В последнее время на волне уменьшения рядов демосценеров организаторы демопати, чтобы привлечь посетителей, стали устраивать соревнования по компьютерным играм, что не находит поддержки в рядах демомейкеров. Некоторые демопати даже отошли от своих изначальных корней, превратившись практически полностью в LAN-пати.

Есть как совсем небольшие демопати до 100 человек проходящие чуть ли не раз в месяц, так и огромные ежегодные фестивали типа Assembly собирающие больше 5000 человек. Посетители фестиваля часто приносят свои компьютеры с собой.

Программа демопати состоит из большого количества конкурсов (начиная от музыкальных и заканчивая демонстрацией демок) обычно разбитых по платформам — AmigaZX Spectrum, игровые консоли, PC. Самым важным соревнованием обычно является demo compo (Demoscene COMPOS). За первые места организаторы вручают щедрые призы от спонсоров — софт, железо, а иногда и совсем нехилый кэш — призовой фонд на некоторых демопати исчисляется сотнями тысяч долларов. На демопати также можно встретить в больших количествах кадровиков разных айтишных фирм, стремящихся заполучить к себе в сотрудники квалифицированного специалиста-гика. Зачастую эти же фирмы и спонсируют проведение пати.

Демопати в России

В России расцвет демосцены пришёлся на 1996—1999 год, когда в Санкт-Петербурге и Москве проходили такие соревнования «демопати», как ENLiGHT и Bytefall, FunTop, БКмания. «Второй эшелон» демопати в 1999—2006 возглавила демопати Paradox в Ростове-на-Дону, а также в других городах: CAFePARTY (г.Казань), ASCII (Ижевск), DiHalt (Нижний Новгород) и Chaos Constructions (Санкт-Петербург).

Значительная часть участников демосцены в России нашла себя в создании игр, дизайна, музыки и компьютерной графики.

Известные демопати мира

Ссылки

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


11 − три =